С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
В школе созданы условия, гарантирующие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей);
- индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему дополнительного образования, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;
- включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Федеральные документы
- Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
- Закон о социальной защите инвалидов в РФ (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО (Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115) с изменениями и разъяснениями.
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598)
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599)
Региональные документы
- Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики от 17 марта 2015 года n 194 «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Кабардино-Балкарской республике»
- Распоряжение Правительства КБР от 29 октября 2018 года № 651-р «Об утверждении Комплекса мер по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Кабардино-Балкарской Республике»
- Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики от 14 февраля 2024 года n 22/110 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации в Кабардино-Балкарской Республике и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»
Правила обучения детей с ОВЗ с 1 марта 2025 года
- Федеральный закон от 08.08.2024г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации»
- Приказ Минпросвещения России от 01.11.2024 №763 «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии»
- Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 №778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной"
- Приказ Минпросвещения России от22.10.2024 № 731«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья(с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
Родителям (законным представителям)
- Рекомендации (алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
- Памятка для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ
- Памятка для родителей (законных представителей) детей с сахарным диабетом
Сведения о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Вход в школу оборудован пандусом и поручнями. На остекленных входных и межэтажных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих.
сменное кресло- коляска; пандус (переносной); доступная входная группа; достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок; дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации; звукоусиливающая аппаратура; адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).